Игорь Николаев (red_atomic_tank) wrote,
Игорь Николаев
red_atomic_tank

Categories:

большой-пребольшой текст, краткая история рынка фант.лита в России

"Собственно, сама по себе попытка спасти дырявый ковчег ЭКСМО и Ко, вызывает крайне противоречивые чувства. Это типа пожара борделя в порту пиратской Тортуги: вроде обитательницы сплошь с жуткими харями и насквозь трипперные, но все ж люди, да и других шмар, в смысле издателей, в нашем океане нет и не будет."
(с) Ю.Валин

"Издательская гарантия качества текста сводится к продаже шильдика издательства электронной книге автора на стороннем ресурсе. Будущее нашей фантастики будет сырым, безграмотным и невычитанным."
(с) с недавней конференции о судьбах русского народа отечественной фантастики
___________________________________________________________

Ну что же... лепо нам будет, братие, поговорить о судьбах отечественной литературы sine ira et studio.
Сразу сделаю оговорку - говорить я буду с высоты собственного опыта и относительно фант.литературы. Строго говоря в прочих направлениях творится примерно то же самое, но со своей жанровой самобытностью и спецификой. Нонфикцион, например, в целом еще более-менее барахтается в силу особенности аудитории и формы потребления, но это скорее типичная иллюстрация "побеждаем вопреки".

Ностальгическая ремарка
Вообще я пришел к практической литературе в забавное время - как раз на переломе эпох, когда складывавшиеся годами тень-денции наконец начали складываться в кумулятивный таран и крушить рынок. Но я еще застал тот момент, когда 6.000 считались тиражом "по-серенькой", для начинающего МТА (собственно НМ так и был издан). Пройдет несколько лет, и далеко не каждый заслуженный автор сможет получить привилегию целых шести тысяч, а восемь станут уделом фантастов первого эшелона.
Так что я видел собственными глазами закат эпохи, а ее расцвет познал по рассказам бывалых. Как сказал мне один издатель в 2016-м - "хорошо, что ты не начал на 10 лет раньше, а то сейчас был бы нам не по карману!".
Впрочем, от ностальгического экскурса вернемся к делам нашим скорбным.

То, что индустрия в жопе эпических масштабов сейчас уже очевидно даже неискушенному наблюдателю. Но как написали бы в кино-титрах, продублированных замогильным голосом, все начало складываться не сегодня, не в этом десятилетии и даже не в десятилетии минувшем...
Начало было положено еще в 90-х, когда издание фантастики неожиданно стало не просто прибыльным, а мега-прибыльным делом. Пипл хавал, причем хавал со страшной силой, так что книга уверенно держала позиции в соревновании со всеми прочими видами масс-медийного конь-тента, причем в условиях настоящих бедствий и нищеты.
Отметим справедливости ради, что здесь сложились три фактора.
1) Еще было вполне себе здраво поколение, привышкшее к чтению как традиционному досугу.
2) Отсутствие массовых энторнетов.
3) ДуроскопЪ как развлекательная альтернатива находился в жопе + см п.1

Однако поначалу все это денежное пиршество касалось лишь переводной литературы, когда в течении считанных лет на отечественного потребителя обрушился концентрат мировой фантастической классики, собираемой где-то с пол-столетия. Причем товар этот обладал крайне низкой себестоимостью, права на седую классику отбивались первым (из пары десятков) тиражом, а переводчики были согласны работать за ЖРАТ.

Ремарка
Эпоха совсем пиратских переводов - в основном начало нулевых, раньше было проще заплатить 10к долларов, причем это еще дорого, хиты покупались за 3-5.

Вследствие того само понятие "отечественный фантаст" в первой половине 90-х воспринималось как оригинальная шутка с элементами похабщины. И коли уж взялся за перо, зачастую приходилось маскироваться. Ну, кто помнит Мэделайн Симонс или конятину от северо-запада, тому сказанного достаточно :-))
Однако перфоманс преклонения перед западом долго не продлился. Западный пул был выбран уже году к 97-му, дальше оказывалось либо сильно дороже, либо очень сильно хуже. И понятие "русская фантастика" начало возвращаться в оборот.
Лично для меня символом перемен стал бешеный успех "Волкодава", когда "наш человек" эффектно сыграл не просто в фантастике, но в фэнтези, жанре в принципе очень враждебном оригинальной восточноевропейщине. Впрочем "низкопоклонничество перед западом" все равно сохранялось и в частности стоило нам первоначального духа Барраярского цикла, из которого издатель вытравил всю русскость
https://red-atomic-tank.livejournal.com/721693.html
Потому что "наше не продается!" (забавно, но факт - адепты "АСТ все_правильно_сделали!!!" существуют по сию пору).

Ремарка
Принято считать, что авторская потогонка "впопуданцев" явление современности. Ничего подобного, я хорошо помню воспоминания "людей из индустрии" о славных 90-х, когда вопросы решались примерно так - "ты вроде в школе че-то там пописывал?.. ну молодца, через два месяца мне нужна книга, план горит! держи аванс и марш за работу".

Кто застал то время, помнит невероятное количество книжных гамазинов и лавочек на всех мыслимых и немыслимых площадках. Это был праздник, который, казалось, не закончится никогда, плавно перетекая из девяностых в нулевые. Большая денежная машина, что лишь набирала обороты и гнала денежную волну.
Именно в то время, под влиянием означенных условий (категорически недонасыщенный рынок + упор на бешеный вал) сложились основные принципы издательской работы, которые пройдут через два с лишним десятилетия с косметическими изменениями. Не претендуя на исчерпываемость характеристики я бы выделил два главных элемента, наиболее важных в контексте беседы. Оба они проистекали именно из обстановки лихорадочной гонки за баблом, которое надо было лишь поскорее собрать в мешок.

Первый - полное пренебрежение эстетической, можно сказать "философской" стороной вопроса, отсутствие уважения к своей работе и ее "высокому смыслу". Собственно послушайте интервью наших деятелей от издания, они за редчайшими исключениями до сих пор издают "книжки" (ну, хорошо хоть не книжонки, и мне интересно, кто первый напишет в комментариях "все норм, это профессиональный жаргон111"). Колеса крутятся, бобосы мутятся! - о чем тут еще говорить? Гони вал, пипл жаждет добавки!

Второй - стратегия саранчи, практика подсечно-огневого земледелия, когда собирателю в общем безразлично, что произойдет в ареале естественного кормления по ходу обжорства, потому что ареал то бесконечный и самовосстанавливающийся. Вода не закончится никогда, водух навсегда, люди покупают книги, отныне, и присно, и вовеки веков.

Как это происходило на практике? А как со "славянским фэнтези", о котором я писал в прошлом году.
шаг 1: Это не продастся, но ладно, давайте тиснем тиражик на пробу"
шаг 2: БЛЯ!!! 15.000 + 65.000 доптираж?! Больше, больше славянского фэнтези - И ЧТОБЫ ВСЕ КАК У Семеновой, не надо фигурять!!!
Или как с Вариантом-Бис".
Давно в общем известно, что собственно ВБ издатель брать не хотел, вопия (в буквальном смысле) - "это не продастся, давайте лучше сделаем еще один дамский детектив!". Менее известно, что было дальше, с продолжением, после того как первая книга неожиданно очень хорошо продалась. Сам я конечно не в курсе, но посоны рассказывали шепотом, что изначально "Год мертвой змеи" был военным романом про Корейскую войну, но по требованию издателя книгу пришлось перепилить под коммерчески успешный шаблон с предсказуемым в общем то результатом.
Но конечно самый красивый и эталонный пример - многострадальный "Сталкер". Сейчас это символ низкопробного гуано, модная, несмотря на минувшие годы, тема для едких насмешек. И мало кто уже помнит, что поначалу это был хорошо продуманный и организованный проект, увенчавшийся феерическим успехом. Проект, под который специально подбирались приличные авторы, которым платили очень достойные гонорары (запомните этот момент, мы к нему позже еще вернемся). А затем в силу некоторых событий, от пересказа которых я пока воздержусь, буквально "по щелчку пальцев" произошел поворот к конь-цепции "новая книга каждые две недели и ниипет!".

Тем не менее, надо сказать, что хотя книгоиздательская индустрия в "молодой стране" РФ была тяжело больна изначально, она худо-бедно фунциклировала, а общая пирамида позволяла даже периодически прорываться сугубо неформатным авторам вроде меня (низкий поклон Сидоровичу, кстати, при всех его загонах и специфически моральных принципах, этот человек искренне любил книги и старался экспериментировать с авторами/книгами, мир праху старого ИДЛ, которого больше нет с нами).
Однако к порогу уже подкрался Пятиногий Пес Пиздец, который тащил в зубах щедрые подарки, в частности широкодоступный энторнет, флибусты и некоторые другие интересные вещи - сериалы, видеогамесы, весь фонд мирового синематографа по клику и прочие бесплатные или почти бесплатные развлечения для широких народных масс.
И вся индустрия его появление дружно проморгала. Более того, ползучий перелом в сторону нелегального цифрового конь-тента совпал с тремя новыми тень-денциями в собственно большой издательской индустрии.

Во-первых есть мнение (и тут я к сожалению не могу его квалифицированно подтвердить или отрицать, но по общему ходу событий вполне похоже на правду), что в нулевые было принято магистральное решение отказаться от серьезной работы с "провинцией". Дескать, основную выручку делают две столицы + города-миллионники, все остальное an mass балансирует на грани прибыльности (учитывая накладные расходы), поэтому и концентрироваться на малоприбыльном направлении нет смысла. Так или иначе, естественное сокращение присутствия "книгопродавцев" в регионах имело место и очень неприятно наложилось на формирующийся кризис. Скажем уже в 13-м году в моих родных Минводах было уже четыре секс-шопа и ни одного книжного худлитного магазина.
Во-вторых незаметно для читающей публики прошла Великая Война двух гигантов - эксмы и аста. Два титана издательской индустрии не один год страшно бодались друг с другом за рынок и - очень важный момент! - топовых авторов, буквально перекупая их друг у друга, так что войну можно помимо прочего назвать и "гонорарной". По итогам эпического баттла у аста оказалось банально меньше денег. Кроме того аст эффектно играло с авторскими правами и предлагало судиться в суде города Бийска (алтайский край) или в Минске (где сидела контора прокладка под названием издательство Харвест). А еще неграмотно мухлевало с налогами и на том попалось, влетев на миллиардный штраф.
Итак, эксма победила, и, став царем горы, продолжила вышибать с рынка конкурентов, пользуясь своей самой развитой сбытовой сетью. Все устраивалось очень просто - не идешь под короля, значит не попадаешь в книжные магазины со своим ассортиментом. И произошла монополизация рынка со всеми неизбежными последствиями.
В-третьих ... в принципе третий пункт этого списка напрямую примыкает и является прямым следствием второго, однако он оказал такое влияние на весь писательско-издательский мир, что я вынес его отдельно - диктат сбытовиков.
На самом деле это еще один призрак из 90-х. Кто тогда "мутил дела" тот знает, что на (почти) любом приватизированном предприятии самым главным сразу становился отдел продаж, а все остальные ложились на подсос. Потому что откуда берутся тенге и пиастры?.. правильно, от продажников. А все остальные структурные подразделения это стремные кружки дармоедов, которые денег сами не приносят, но вечно создают проблемы.
Здесь все работало точно так же, и сам по себе издатель потихоньку-полегоньку оказался не стратегом, который выбирает магистрали и тактику конкретных действий, а всего лишь исполнителем на подхвате у того, кто приносит в кассу живые денежки.

Таким образом, пока массовая цифровизация конь-тента еще пИсалась в пеленки, а романтические пираты не ленились вручную сканировать книги и потом еще также врукопашную вычитывать их бессонными ночами, пока существовал негласный пакт "даем автору полгода-год на заработок и только потом выкладываем в сеть" - совокупная издательская индустрия России тихо сползала в собственный, сугубо рукотворный кризис.
Это происходило долго, проявлялось эпизодически и далеко не сразу, но к 2013-14 годам стало окончательно понятно, что комплексный Пиздец уже здесь.

Что было дальше я уже писал не единожды, поэтому ограничусь тезисными напоминаниями.
В 2015-16 годах ситуация усугубилась настолько, что пришлось уже что-то делать. Как упоминалось выше - тираж 6.000 в нулевых считался уделом совсем начинающего новичка, в десятых годах многие и многие неожиданно обнаружили, что это уже не "всего", а "целых", и продать малые тысячи на несколькомиллионном рынке задача теперь совершенно нетривиальная. Причем перестала работать и реклама. Насколько мне известно, последним "бестселлером", у которого был нормальный рекламный бюджет, стала провальная "Млава красная", и уже в 16-м году посоны рассказывали, что эксма на один рекламный доллар теряла четыре, потому что (в числе прочего) вложения не повышали продаваемость, а напрямую конвертировались в рост скачиваний на флибусте.

Ремарка
Что "Млава" со свистом пролетит, говорили все, кто прочитал хотя бы половину тома. Но ровно два человека в издательстве пребывали в железной уверенности, что БУДИТ БОМБА111 -и злосчастная история отправилась в печать 60.000 тиражом. Как подобные вещи происходят - см. цикл "Записки издателя"

А еще стали умирать жанры, которые ранее считались локомотивами фантастики и надеждой белой расы. Причем умирать они стали очень быстро. Скажем, постапокалипсис загибался годами, да еще с периодической ремиссией, а то и неожиданно бойкими "вбоквеллами" вроде ган-зомбе-порно. А вот ЛитРПГ обвалились буквально за пару весенних месяцев 2016 года. Вампиры - о, там было еще веселее, хотя и несколько дольше, в итоге несколько тиражей сразу отправились из типографии в утиль, потому что по итогам обрушения стало понятно, что дешевле про них забыть, чем пытаться что-то продать, заведомо теряя деньги на транспорте и прочей логистике.

Ремарка
Относительно ЛитРПГ есть версия что на самом деле весь рынок охватывал тысяч семь-десять платежеспособных потребителей (именно платежеспособных, понятно, что "просто читателей" было в десятки раз больше), и эту узкую прослойку зашвыряли валом в рекордный срок.

По ходу кризиса оформилось новое видение перспектив и новая же стратегия, которая должна была порешать основные проблемы. Разворот издательской тушки обещал стать жестким, но с очень любопытными перспективами.
Отныне издатель ставил на цифровые книги (точнее на ежегодный кратный рост рынка), а с философского парохода выкинули как классово чуждое явление авторов среднего звена. Цифра + МТА с СИ + олдовые зубры, нарабатывающие репутацию еще с 90-х, эта триада должна была вытащить индустрию за косичку из большой ямы. Средние рабочие лошадки нишевой литературы (вроде меня) в расчет больше не принимались и списывались как бесполезный актив - ведь флибусты уничтожили допечатки как практику, а на взгляд манагера "середняки" без допечаток, с одноразовыми тиражами отличались от начинающих сугубо в худшую сторону - они НОЮТ, требуют денег и не смотрят доброму дяде-издателю в рот с надеждой ПРОСЛАВИТЬСЯ.
Параллельно задумывались разные эксперименты с серийностями, в частности "новая добрая фантастика, возвращающаяся к советским истокам гуманизма" - проект потенциально бесконечной перспективности и грандиозного профита. Есть небезосновательное мнение, что давным-давно "Сталкер" дал рынку фант.лита еще пару лет, отдалив неизбежное сваливание в жопу. "Новая фантастика" при правильном подходе могла стать локомотивом, который двинул бы жанр обратно, из жопы.

Могло ли это сработать? Технически - вполне, при условии правильной организации стратегии и хорошего тех.контроля над процессом. Практически же все упиралось в ограничения, поставленные самой природой сформировавшегося издательского монстра.
Снова перечислим основное.

1. Дядюшка Джозеф был мудр и кадры действительно "решают все".
А спасать день должны были те же самые люди, которые до того много лет старательно хоронили стюардессу. То есть получилась история как с двадцатью причинами сдать крепость - для начала в ней не имелось пороха. Некрофилу сложно проникнуться концептом чистой и светлой любви к живому.

2. Нищебродство и урезание костов.
Увы, я не могу в подробностях рассказать, как ко мне долгими причудливыми путями попали кое-какие материалы по "Сверхновой русской фантастике" и что там было. Ограничусь констатацией - подход "вот когда напишете..." привел к единственно возможному результату, у меня волосы вставали дыбом от чтения чудовищных концептов, которые совершенно серьезно рассматривались как достойные издательского плана.
А почему?
Дело в том, что на кризис эффективные манагеры ответили естественным образом - переносом хотя бы части убытков и рисков на самую незащищенную сторону договора, то есть на авторов. Хорошие гонорары превратились в маленькие, причем выплачиваемые уже "роялтями", а самое главное - исчезли как явление авансы.

Ремарка
На самом деле издержки и риски вешались на всех, в т.ч. через повышение цен. И "диктат сбыта" имеет те же корни - сбытовикам стали навязывать им ненужное, вводить штрафы за невыборку всего объема и прочую лабуду.

Казалось бы - нет авансов, ну и что? А на самом деле это поставило необратимый крест на любом планировании. Если вы не платите авансы - вы лишаетесь возможности работать стратегически, планируя вдолгую. Хорошую серию нельзя сделать по принципу "вот когда напишете - приносите, посмотрим". Ее надо задумать, спланировать, найти годных авторов и заказать им соответствующие истории, выдерживая общую магистраль сеттинга.
Нет стратегии, плана, заказа и аванса? Тогда грустный панда издатель испытывает скорбь:

"Проблема первой книги. Вот хотим запустить новое направление. Какое-нибудь дико экспериментальное. Психотриллеры для дошкольников. Хороший же модный тренд? И, разумеется, у редактора уже лежит стопка рукописей, которые куда-то в эту сторону. И вот тут приходит беда, откуда не ждали. Ни одна из этих рукописей, ну, вот как бы не годится на первую книгу серии. Четвертой - пятой - нормально, а вот, чтобы задать тон, не катит. И лежат проекты, не стартуя, ибо полно текстов, для 4-й, 5-й книг серии, а вот для первой - все не шлют."
(с)

Подытожим.
Планов было громадье, они были интересны и даже могли принести к полезному результату.
Но результат был (к сожалению) предсказуем и он неизбежно случился:
https://red-atomic-tank.livejournal.com/2202559.html
Заметим с юмором, что на тот момент я представлял положение еще достаточно обрывочно и даже попробовал вскочить на подножку этого паровоза:
https://red-atomic-tank.livejournal.com/2041182.html
И уже потом я узнал, что это "в форме рассказов" имело простую причину - ответственное лицо в числе прочего курировало направление фантастических рассказов, которые были ему куда более интересны нежели какая-то серия.

Так наступил 2018-й год, казалось, здесь уже нечего исправлять и нечего реанимировать. Жги, Господь. Книжная фантастика умирала на глазах, во второй половине года тиражи наконец пробили тысячу (вниз, разумеется). То есть монополист, работающий на весь русскоязычный рынок, расписался в своей неспособности подбирать и продавать фантастику вообще.
Причем даже не нужно было гадать - что за херня здесь происходит? Все было сказано предельно прямо - издательский люд как по заказу устроил невиданный сеанс откровенности, подробно рассказывая, как именно они привели все к такому знаменателю, как решили положить болт на свою непосредственную работу и с каким оптимизмом после этого смотрят в будущее.

1.
https://www.youtube.com/watch?v=SN7hV1oaRHY&feature=youtu.be

2.
https://www.youtube.com/watch?v=90jc1RcXF90

"Да, мы больше не хотим даже делать вид, что занимаемся редакторским делом, поэтому отечественный автор-унтерменш должен бежать в колесе бесконечной потогонки, зато иностранец ... о, йа, йа, ошень карашо! "

В принципе уже тогда появились некоторые подозрения, что история еще не закончилась и нас ждут новые удивительные истории. Но это было именно подозрение, тень ожидания. А пока все воспринималось как развеселое шоу, нечто вполне в русле "государство вам ничего не должно!".
Приблизился конец года и - БАДАБУМ!!! - таки жахнуло.
Случились Капьевские чтения с Дмитрием Русом, дополненные недавней конференцией, где общие тезисы оказались детализированы и дополнены. И стало ясно, что это действительно еще не конец истории, шоу продолжается. Более того, унылая сельская самодеятельность по накалу страстей внезапно обернулась каким-то "Солнечным Цирком".

Итак, в чем суть нового чудо-плана, каким маршрутом придет на выручку Венк?
Опять же об этом я писал, более того, об этом писали люди гораздо красноречивее меня:
https://red-atomic-tank.livejournal.com/2340454.html
но все-таки еще раз упорядочу мысли.
Разумеется мы сразу откинем в сторону эквилибристику с умно звучащими словами про бигдату и прочий диджитал. Это называется просто - маркетинг и работа со статистикой, и если богатый монополист за четверть века не смог наладить работу с ними, то сам себе злобный антропоморфный дендромутант.
Шаманские пляски вокруг "Уникальности" туда же, потому что см. выше про диктат сбыта, любой кто работает с нашим книгоизданием знает, что оригинальность и новые идеи в худлите - последнее чем ищет эксма (только не каждый признается, хехе). Причем сам Капьев об том же и обмолвился мимоходом, дескать первый же вопрос сбыта - "на что это похоже".
А что остается в итоге, если отделить зерна от плевел?

Останется очень простая вещь - принципиальное упрощение системы. До самой основы, минимум миниморума.
В сущности это все тот же план урезаний костов, только доведенный до предела. Прежде за ненадобностью были отправлены фтопку авторы-середняки. Теперь не нужны уже и монстры из 90-х, которые в большинстве своем падали в тиражах так же как все остальные и дошли до десятитысячных изданий.
Ставка делается на коллективный забег МТА, которые должны сами себя продвигать и пиарить, а в жесткой свободной конкуренции между ними со временем родятся новые "топы" которых издатель придирчиво сочтет измерит, взвесит и некоторых сочтет достойными, прочих же - легкими. Причем достойный обязан "договариваться", то есть сохранять абсолютную лояльность издателю в любой ситуации, и об том было сказано предельно прямо.
Происходит, пожалуй, самый тектонический сдвиг в политике издательств начиная с 90-х годов - индустрия полностью снимает с себя любую ответственность перед авторами. Не увиливает и сокращает, а снимает официально. Даже фотографироваться следует самому, не отягощая штатного специалиста.

Может ли это сработать? Вполне. Жестко, сурово, но могло бы.
Сработает? Разумеется, нет.
Почему? Отчасти на этот вопрос уже был дан ответ:
https://red-atomic-tank.livejournal.com/2341059.html
Теперь я его несколько дополню.
Для начала Капьев элементарно некомпетентен в своей сфере, причем просто вопиюще. Вообще отличительный признак эффективного манагера (а не специалиста) - стремление говорить птичьим языком с повышенным содержанием бессмысленных, но модных термИнов, но здесь это дополняется чисто практическими моментами. Например этот человек не понимает, что трехмерную карту Хогвардса можно продать за 3-6.000 нескольким тысячам покупателей не потому, что "уникальный товар", а потому, что это дорогой мерч сверхпопулярной франшизы планетарного масштаба. И соответственно опыт именно в такой подаче невоспроизводим подражателями, которые подобную франшизу пока (временно) не создали.
Ну и главное - не решена ни одна из проблем, которые прежде сформировали воронку кризиса, а затем похоронили предыдущие попытки как-то вырваться из нее.
Планируется ли какое-то решение "диктата сбытовиков"? Нет, следовательно книга останется товаром "недельного спроса".
Вернутся ли в повседневную практику заказ и аванс? Ни в коем случае, следовательно любая серийная стратегия нереализуема.
И так далее...
А еще лично мне Капьев прямо ответил в мордокниге, что набивший оскомину вопрос обычного рабочего оповещения авторов по двум направлениям
а) "ваша рукопись принята к рассмотрению"
б) ответ "да/нет" в разумный срок
по-прежнему относится к некоему светлому будущему.

"по соискателям пока все в проекте, первоначальная цель, повысить качество сервиса для текущих авторов"

Сие печально само по себе, но критично в условиях декларированной гонки МТА. Чтобы из этого марафона действительно выбегали хоть сколь-нибудь лучшие и коммерчески перспективные "вдолгую" авторы - нормальный информационный оборот становится уже не блажью, а обязательным технологическим условием. Как вы намерены отсеивать чистых от нечистых, если технически не способны вообще ответить соискателям? Причем в условиях, когда автор уже может позволить себе роскошь не ждать ответ по году и более (причем шансы не дождаться вообще >50), а сразу нырнуть в бурное море цифры, где перспективы оказываются примерно теми же, а профит куда существеннее и быстрее?

Посему - и этот ХПП провалится, причем достаточно быстро. Строго говоря я не думаю, что на него и сейчас возлагают какие-то надежды, скорее это чистый покерфейс и освоение бюджета.
Но что будет дальше?..

Часто повторяется, что издательский бизнес в РФ мертв или вот-вот умрет. Это не так, более того, в сложившихся условиях даже при очередном обвале продаж эксма со своим роем "младших спутников" может тянуть еще неопределенно долго.
Многие совершенно искренне не понимают, почему все обстоит именно так, то есть печально и грустно. Регулярно мне задают вопрос "неужели они не понимают, что можно зарабатывать денег больше и по-иному?!"
Отлично понимают. А вот широкие народные массы не понимают, что в современном издательском деле мега-монополиста осталось очень мало коммерции. Точнее вообще практически не осталось. Если подбирать наиболее близкую аналогию - это вообще не явление из мира капитала. Это скорее ведомство, профильное министерство из эпохи очень позднего СССР, которое живет по доведенным до предела "манагерско-чиновничьим" принципам. Когда вы не видите логику в действиях издательской братии - просто смените угол зрения и поймите, что это действия почти карикатурных чиновников дотационного ведомства. Для которых любое потенциально полезное действие - это риск и траты уже сейчас, а польза - в некоем будущем и "возможно".
И, к слову, современное состояние с абсолютным господством флибуст - это обязательное условие консервации положения и дальнейшего процветания современного отечественного издательского бизнеса. Так что, как я уже писал в свое время - скачал бисплатна - своими руками поставил на полку в магазине очередного попаданца, даже если вы уверены в обратном :-))
Но тут надо отдельный постег писать, как это все работает, может потом как-нибудь...

С фант.литом все будет очень плохо, потому что он в наши времена представляет собой уже полностью сформированную взаимоподдерживающуюся петлю в кототорой завязаны невзыскательные потребители и непрофессиональные авторы.
Будет некоторое количество любителей, которые попытаются выбиться из мейнстрима, сидя на тоненьких ручейках доната, у единиц получится, остальные выйдут из бизнеса совсем или перейдут в мейнстрим.

Вот и все, собственно...

И все же я склонен взирать на будущее с определенным оптимизмом. Как показывает историческая практика, прямая экстраполяция редко когда работает напрямую, всегда остается вероятность непредвиденного развития событий, иногда благоприятного ( вроде победы большевиков в 1917-м).
При обозначенной вводной "издатель вам ничего не должен, все риски и обязанности перекладываются на автора" потенциальная выгода от цифрового плавания наконец перекрыла всю пользу, которую прежде можно было получить от издательств. Риски опустились до приемлемых, а всевозможные формы доната действительно стали по-настоящему весомы. Как это будет развиваться дальше, в каких формах отольется, как изменит треугольник "издатель-автор-потребитель" - на самом деле сейчас никто сказать не может.
Увидим :-)
Про будущее в точности можно сказать лишь две вещи: оно обязательно наступит и окажется не таким, каким его ждали.

N.B.
Немного альтернативное мнение от "чеовека из индустрии". Не во всем соглашусь, но ознакомиться имеет смысл:

"Я в то время аккурат торговал фантастикой на рынке. И хорошо запомнил, что возвращение интереса к нашей фантастике началось где-то с конца в 1994-го.
Издатели это прочухали очень быстро: в 1995-96 начались массовые серии отечественных авторов ЭКСМО и АСТ. Параллельно с "Волкодавом"...
"Западный пул" к тому времени даже близко не был выбран, а большинство того, что было издано -- в ужасных переводах. В лучшем случае -- слегка отредактированные ФЛП. 6-ю "Дюну" переводило 4 или 5 человек, редактор даже не сверял названия... Собственно, на мой взгляд, одной из причин возвращения нашей фантастики был ее приличный стиль на фоне переводных подстрочников. Качественные переводы начались примерно в то же самое время и у тех же издателей.
В 1996-м тираж отечественного автора в АСТ составлял 30 000. В "Азбуке" - -бывало и больше. Про роялти тогда никто не знал, платили с листа. Помню, в том же 1996-м один вскользь знакомый хипарь громко рассуждал, стоит ли продавать свой опус "Азбуке" по 200 баксов за лист. Хипарь ранее не издавался вообще -- просто он входил в околоазбучную компанию хипов, которые как раз тогда начали гнать "славянскую фэнтези".
И вот это было первым звоночком того, что позднее стало системной проблемой. Про которую ты если и упомянул, то вскользь.
Издатель у нас так и завис между верой в чудеса маркетинга и стремлением гнать "вал по плану".
Если какое-то направление\автор\книжная серия продаются хорошо -- он будет штамповать их до последнего, выжимая из котика последние капельки. Примерно это позднее случилось со "Сталкером".
Если продаваться перестало -- издатель категорически не станет экспериментировать и рисковать, а начнет ждать чудес от маркетологов -- своих или чужих. Будет сидеть на попе ровно и ждать появления нового Волкодава. При этом продолжая печатать то, что печатать привычно. Падает спрос -- будем работать "на склад". Или опустим тиражи при увеличении количества названий. Но чтобы типографские мощности были загружены, ибо "дороги должны катиться". Реально, в ряде случаев убыток от "простоя" оказывался меньше, чем если часть тиража потом уходила в слив...
В целом же российское книгоиздание -- это череда кризисов. После каждого из которых оно восстанавливалось -- но на более низком уровне.
Последний (или предпоследний) был связан чисто с книготоргом -- когда оптовики по совету "эффективных манагеров" вложились в сеть книжных магазинов, взяли кредиты -- и пролетели. А когда кредиты надо было отдавать, крайними оказались издатели: им просто стали недоплачивать за проданные книги. Типа: вы, конечно, можете подать в суд -- но тогда мы обанкротимся, и кто вас вообще будет продавать?"
Tags: non est sale!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 189 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
"А чё сразу я?" (с)
Пример очень уж наглядный.
Кстати, я в свое время купил самый первый томик ВБ, привезенный в Хабаровск :-)
Вопрос по зарубежной переводной литературе: а как на ней зарабатывают сейчас? Там ведь тиражи, то что я вижу тоже не большие.

red_atomic_tank

January 27 2019, 20:15:01 UTC 10 months ago Edited:  January 27 2019, 20:33:00 UTC

По крайней мере на 17-18 годы обычно покупались права на книги уже хорошо "прокатившиеся" на родных рынках, поэтому стоящие недорого. Зато на них можно совершенно честно лепить наклейку "бестселлеры мировой фантастики", который хорошо влияет на продажи.
А скажем, чтобы получить от условного Николаева хорошие, годные "Гаубицы Касаба" мирового уровня, надо заплатить тысяч 200-300 и подождать год, лучше полтора, потому что минимум полгода мне надо будет работать чисто на матчасть. Причем в современном состоянии рекламно-бытовой сети это будут скорее всего выброшенные на ветер деньги, т.к. читателю еще надо объяснить, чем эта книга хороша и почему за нее надо заплатить.

duke_archi

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

renryo

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

Насчет прогиба перед иностранными авторами - согласен. Тамошний рынок делает за издателей работу по поиску и раскрутке - потому можно не думать.

/ А вот с донатами, скажем, лично у меня могут быть проблемы: я живу в Днепропетровске и финансовая стенка между Украиной и Россией существует изрядная.
Печально :-(

bernard_

10 months ago

misha_makferson

10 months ago

rottenshworz

10 months ago

thagastan

10 months ago

misha_makferson

10 months ago

thagastan

10 months ago

Читая ваш материал, невольно поймал себя на мысли об отсутствии принципиальной разницы между (пресловутым) Капьевым и какой-нибудь Глацких или Четошниковой (свежая броская фраза про "9 тысяч") Действительно, никто ничего никому не должен, мы не просили вас становиться писателями, и не желаем отвечать вообще ни за что.
Принципиальная разница в том, что при желании вы можете обойтись без Капьева, и он вам ничего не сделает, но Четошникова (как собирательный образ) до вас так или иначе доберётся.

red_atomic_tank

10 months ago

qwerty2011

10 months ago

Спасибо!
Не за что :-)
Как я понимаю, глубина жопы бесконечна. Жанр конечно реанимируется, но уже не как фантастика, будет маскироваться под другие этикетки.
Уважаемый, какая радость, что вы мне попались.
Почти два года назад, вы имели честь прилюдно поспорить со мной на 1000 (одну тысячу) рублей, что США нападёт на Северную Корею. Были указаны конкретные сроки для нападения.
США не напали.
Вы проиграли спор.
Где мои деньги?

bardins

10 months ago

uriadnik

10 months ago

and_kammerer

10 months ago

Спасибо было очень интересно почитать. Кстати вот помните я рассказывал об одном бывшем пафосном книгомагазине превратившемся в букинист. Довелось как то случайно пересечься с владельцем и из его рассказов выходит что и со стороны продажников издательства давно потеряли свою адекватность. Мол раньше отдельному магазину даже можно было напрямую выходить на издательство, писать рекламации, нормально обсуждать приобретаемый товар и даже прикидывать на будущее издаваемые серии и новые книги, получать заранее рекламный материал и рекламные проспекты. А лет десять назад как отрезало - нахера работать с отдельными магазинами, если будущее за сетями. Где-то с 12 года взаимодействие с издателями вообще сошло почти на нет и магазин прекратил вообще закупку новой литературы окромя учебников и подобных книжек. В ходе ликвидации обнаружилось, что взаимодействовать с собратьями по несчастью куда проще и он стал просто по дешёвке скупать книги из разоряющихся и закрывающихся книжных магазинов. Как он сказал: "Я был обычным бизнюком пошедшим на запах наживы и желающим по быстрому срубить бабло. А сейчас я просто люблю читать книги и их продавать. Гиблое дело"
Интересное наблюдение. То есть, издательский сбытовик стал вещью сама в себе и полностью отрубил обратную связь? И это на фоне спада продаж.......

vapetrov_vodkin

10 months ago

and_kammerer

10 months ago

sal_1984

10 months ago

uldorthecursed

10 months ago

vapetrov_vodkin

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

vapetrov_vodkin

10 months ago

duke_archi

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

"Злобный антропоморфный дендромутант" - замечательно! :) Утащу к себе в фетишатник! :)
Так это старая хохма :-) На здоровье.

ngk_nikola

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

Супер.

Спасибо.
Пожалуйста :-)

kpt_flint

10 months ago

> Западный пул был выбран уже году к 97-му, дальше оказывалось либо сильно дороже, либо очень сильно хуже. И понятие "русская фантастика" начало возвращаться в оборот.

Ты слегка не в материале :-)

Я в то время аккурат торговал фантастикой на рынке. И хорошо запомнил, что возвращение интереса к нашей фантастике началось где-то с конца в 1994-го.
Издатели это прочухали очень быстро: в 1995-96 начались массовые серии отечественных авторов ЭКСМО и АСТ. Параллельно с "Волкодавом"...

"Западный пул" к тому времени даже близко не был выбран, а большинство того, что было издано -- в ужасных переводах. В лучшем случае -- слегка отредактированные ФЛП. 6-ю "Дюну" переводило 4 или 5 человек, редактор даже не сверял названия... Собственно, на мой взгляд, одной из причин возвращения нашей фантастики был ее приличный стиль на фоне переводных подстрочников. Качественные переводы начались примерно в то же самое время и у тех же издателей.

В 1996-м тираж отечественного автора в АСТ составлял 30 000. В "Азбуке" - -бывало и больше. Про роялти тогда никто не знал, платили с листа. Помню, в том же 1996-м один вскользь знакомый хипарь громко рассуждал, стоит ли продавать свой опус "Азбуке" по 200 баксов за лист. Хипарь ранее не издавался вообще -- просто он входил в околоазбучную компанию хипов, которые как раз тогда начали гнать "славянскую фэнтези".

И вот это было первым звоночком того, что позднее стало системной проблемой. Про которую ты если и упомянул, то вскользь.

Издатель у нас так и завис между верой в чудеса маркетинга и стремлением гнать "вал по плану".
Если какое-то направление\автор\книжная серия продаются хорошо -- он будет штамповать их до последнего, выжимая из котика последние капельки. Примерно это позднее случилось со "Сталкером".

Если продаваться перестало -- издатель категорически не станет экспериментировать и рисковать, а начнет ждать чудес от маркетологов -- своих или чужих. Будет сидеть на попе ровно и ждать появления нового Волкодава. При этом продолжая печатать то, что печатать привычно. Падает спрос -- будем работать "на склад". Или опустим тиражи при увеличении количества названий. Но чтобы типографские мощности были загружены, ибо "дороги должны катиться". Реально, в ряде случаев убыток от "простоя" оказывался меньше, чем если часть тиража потом уходила в слив...

В целом же российское книгоиздание -- это череда кризисов. После каждого из которых оно восстанавливалось -- но на более низком уровне.
Последний (или предпоследний) был связан чисто с книготоргом -- когда оптовики по совету "эффективных манагеров" вложились в сеть книжных магазинов, взяли кредиты -- и пролетели. А когда кредиты надо было отдавать, крайними оказались издатели: им просто стали недоплачивать за проданные книги. Типа: вы, конечно, можете подать в суд -- но тогда мы обанкротимся, и кто вас вообще будет продавать?

Что до "книжных пиратов": мне очень интересна, какова же реальная доля пиратства в спаде рынка?

>Что до "книжных пиратов": мне очень интересна, какова же реальная доля пиратства в спаде рынка?

Этот вопрос мне тоже очень интересен. С моей точки зрения этот вклад близок к ничтожному, но известным всем люди утверждают, что этот вклад 90%. Найти бы ту самую истину где-нибудь посередине было бы очень занимательно.

uldorthecursed

10 months ago

rostislavddd

10 months ago

and_kammerer

10 months ago

ivr

10 months ago

Евгений Мелик

10 months ago

waryag72

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

ivr

10 months ago

papka_karlo

10 months ago

ivr

10 months ago

papka_karlo

10 months ago

renryo

10 months ago

maslopup636

10 months ago

ivr

10 months ago

Элрих Мюирич

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

>Отлично понимают. А вот широкие народные массы не понимают, что в современном издательском деле мега-монополиста осталось очень мало коммерции. Точнее вообще практически не осталось. Если подбирать наиболее близкую аналогию - это вообще не явление из мира капитала. Это скорее ведомство, профильное министерство из эпохи очень позднего СССР, которое живет по доведенным до предела "манагерско-чиновничьим" принципам.

Это-то как раз из того самого мира капитала. В точности как говорил товарищ Ленин - свободный рынок порождает монополиста, монополист отменяет конкуренцию с коммерцией, ибо нафиг они ему не сдались.

Да и на заокраинном западе вообще-то тоже чем крупнее фирма, тем жестче там работают по процессам, шаг влево-шаг вправо - конвой стреляет на месте, и волокиты с бюрократическим долбизмом там пропорционально размеру.
Империализм как высшая стадия капитализма :-)
Да, все уже давно придумано классиками...

Батька Махно

10 months ago

feldshirator

10 months ago

Батька Махно

10 months ago

И, к слову, современное состояние с абсолютным господством флибуст - это обязательное условие консервации положения и дальнейшего процветания современного отечественного издательского бизнеса.

КМК, наоборот, - потенциальная бомба, которая может взорвать КЕМ уютное болотце.

Так что, как я уже писал в свое время - скачал бисплатна - своими руками поставил на полку в магазине очередного попаданца, даже если вы уверены в обратном :-))
Но тут надо отдельный постег писать, как это все работает, может потом как-нибудь...


Почитать было бы интересно.
Мне почему-то казалось, что стимуляция попаданцев - донат традиционному издательству, противодействие - донат автору-электронщику, а пиратство - консервация текушего положения с умиранием бумаги и переходом в цифру.
Нет никакой бомбы, потому что на монополистическом рынке не остается лазейки в которой потенциальный конкурент может что-то выловить. Монополизм хорош тем, что можно усыхать, терять в доходах, но все равно иметь свою копеечку.
Я уже не раз писал, что видел конец нескольких хороших проектов электронных магазинов, все они заканчивались на простом вопросе - как мы будем не то, что извлекать прибыль, а хотя бы отбивать затраты когда книга сразу уходиь в сеть и ее продажи падают кратно?
А нет конкуренции - нет и трансформации легального рынка во что-то более пристойное, издатель гонит только гарантированно продаваемый мейнстрим, в частности тех самых попаданцев.
Это если предельно кратно.

tt_762

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

waryag72

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

waryag72

10 months ago

red_atomic_tank

10 months ago

renryo

10 months ago

waryag72

10 months ago

renryo

10 months ago

waryag72

10 months ago

ivr

10 months ago

waryag72

10 months ago

Батька Махно

10 months ago

"новая добрая фантастика, возвращающаяся к советским истокам гуманизма" - новый Дивов же
И?..

rottenshworz

10 months ago

Deleted comment

Пожалуйста :-)
Проханов и Прилепин вполне неплохо работают в жанре фантастики
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →