Игорь Николаев (red_atomic_tank) wrote,
Игорь Николаев
red_atomic_tank

Category:

записки издателя, ч.1 - маркетинг

Я в силу профессии общаюсь с разными людьми из книжного мира, в т.ч. и связанными с издательской работой (с профессионалами, разумеется, а не бакулиными). И вот с одним из них мы так заобсуждались великими мыслями великих людей, что он любезно согласился на правах анонимуса составить для меня (и соответственно для моих читателей) определенный ликбез - а как все это работает за кулисами, с точки зрения человека, сидящего непосредственно в танке современного коммерческого худлита.
______________________________________________________

Довольно часто я читаю рассуждения о том «почему в российском книгоиздании все так плохо» и хмыкаю, позевывая. Вопрос этот сложен, как ощупывание слона в темной комнате, однако поделюсь своим опытом человека сверху.
Итак, проблемой номер один отечественного книгоиздания во многих его жанровых нишах является то, что никто по сути не знает, а кто собственно эту книгу купит и кому она нужна?
Разовьем тему.

В любом издательстве есть люди которые «знают, что хочет читатель». Но разброс их должностей, возрастов и деловых качеств вас сильно удивит. Это может быть кто угодно, от главреда и генерального до младшего карандашеточильщика где-то в подвале филиала.
Не раз и не два я, сидя на совещаниях по редакционной политике и производству, несказанно удивлялся, почему все эти люди так деловито выражают своё мнение («да кому этот велижковский с его писульками нужен, давайте лучше петровскому тираж в десять тысяч бахнем, вперёд всех бахнем!»), на основании каких данных они делают эти умозаключения и почему их слово является решающим для окружающих. Однажды я даже спросил «простите, а с чего вы это решили?», глядя в глаза такому «спецу», и после этого мне в спину шикали ещё полгода.
Так же я однажды обнаружил, что мое производственное решение по одной линейке было прямо отменено двумя молодыми людьми, а на вопрос «вы собственно кто и кто дал вам на это право» получил ответ, что они могут менять все как хотят «потому что мы отвечаем за остатки на складах и следим, чтобы их там не было, корректируя производство».
Ну охренеть, выяснил я, оказывается тут всем рулят двое из ларца и «складские остатки». Начальник этой парочки важно мне заявил «я свою работу выполняю хорошо, у маня на складах пусто».
(В отделе дистрибуции стопка не отвеченных запросов на поставки достигла высоты в сорок сантиметров).

Классический вариант ответственности это, конечно, редактор по направлению. Как правило в итоге вся издательская политика упирается в его вкусы*. Нравится ему то-то и то-то, значит ЭТО и печатаем. Особенно если он «с регалиями».
В результате успех часто обуславливается лишь набором случайностей. Хорошая книга может стать популярной, проскочив через все это сито. А может и не проскочить.
Почему так получается?
А потому, что в российских издательствах нет никакого внятного маркетинга.
- Кто наш читатель?
- Что ему нравится?
- Чего он хочет?
- Сколько он готов за это заплатить?
Аргументированных ответов на эти вопросы нет.
Часто их нету просто потому, что «Иван Иванович же знает, что хочет читатель!» и баста. Это глупые западники годами пасут рынок по крупицам, собирая и анализируя данные о сегментировании рынка и внимательно изучая спрос. А у «советских собственная гордость».
Нет, время от времени издатели действительно начинают шевелиться, но делают это вразброс и вкривь. Особенно когда результаты прямо противоречат текущим «установкам знающих людей».
Я лично видел, как была утверждена книжная серия, несмотря на то, что первое же вразумительное исследование, проведённое сторонней компанией, показало, что она на хер никому не упала. Просто встал «Иван Иванович» и сказал «да хули они понимают то, это стопудово хит».
Отсюда же, кстати, растет и бешеная повторяемость, когда удачный ход или нишу вытаптывают до асфальта сами же издатели. Где конец никому не понятно, но ведь «прет же».
Службы маркетинга существуют, они многочисленны и высокооплачиваемы. Их главный смысл - знать ответы на вопросы, что хочет потребитель и за что он готов платить на основании массива данных.
Однако они не выполняют свою главную задачу - давать информацию о рынке - ни в одном российском издательстве. Фактически они рисуют цифры из головы, бухают с оптовиками, сочиняют сказки, играют в угадайку или вообще скидывают эти вопросы на редакторов (а те часто и рады). Но свою главную функцию выполнять решительно отказываются.

С другой стороны, а почему бы и нет? Если эта информация никому не нужна даже когда она в наличии, никем не принимается в расчёт и не используется?
В результате единственный путь - это пробовать в надежде, что вдруг да выстрелит. И если везет, тут то все и сбегаются с криками «я знал!!!».

В следующих частях мы поговорим о производственном процессе, про авторов, оптовиков и дистрибуцию, а также, разумеется, о пиратстве.
_____________________________________________________

*
А вот с этим я столкнулся лично. "Город Тьмы" висел в издательском плане более полугода, болтаясь меж двух редакторов. Один его методично вписывал, другой столь же методично вычеркивал, потому что не любил киберпанк.
Tags: non est sale!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 103 comments