Следующим пунктом стала Спанброекмоленская воронка, самая большая из 19 воронок от подземных взрывов 7 июня 1917 года.
Воронка располагается на месте холма, захваченного немцами еще в ноябре 1914, на самом холме находилась мельница вокруг которой они соорудили мощный узел обороны, перекрывающий огнем с возвышенности всю окрестную долину.
Карта позиций по состоянию на коней августа 16 года.
Британским ответом стало строительство огромной минной галереи для подрыва всего этого снизу. 171-я тоннельная рота приступила к постройке 1-го января 1916 года и к 26-му июню завершила строительство главного тоннеля и зарядной камеры с закладкой взрывчатки, работы проходили на глубине 30-26 метров, а длинна галереи составила более 500 метров (при том, что ширина главного тоннеля не превышала метра). В зарядную камеру было заложено 90 000 фунтов аммонала, в качестве инициируещего заряда использовалась смесь из еще 500 фунтов аммонала и 500 фунтов динамита, система подрыва двойная, электродетонаторы и старые добрые подрывные шнуры. По легенде, чтобы отметить завершение работ двое британских офицеров принесли в зарядную камеру 4 бутылки шампанского, которые там же и распили. Для того чтобы заложить еще одну мину под немецкий опорный пункт в 700 метрах к югу от мельницы, в августе 1916 от главного тоннеля начали строить боковое ответвление. Однако эта война была совсем не односторонней, в начале февраля 1917 года немцы прорыли свой тоннель чуть ниже британского и ворвались в ответвление, под землей разгорелся бой в результате которого британцы отступил, немцы взорвали тоннель вместе с оставшимися там британцами, работы на этом участке были заброшены. Однако это были еще не главные проблемы, 3-го марта немцы подорвали главный тоннель в очередной раз подкопавшись под англичан, обрушилось почти 300 метров, перекрыв тем самым доступ к зарядной камере. Британцы не сдались и начали строить обходной тоннель из ближайшего сохранившегося участка, мина должна быть взорвана в рамках летнего наступления любой ценой. Работы по обходному тоннелю превратились в кромешный ад, работать приходилось максимально тихо, все уже были в курсе о том что немцы знают о тоннеле, при проходке наткнулись прямо на метановую жилу, в результате чего в тоннеле работать можно было только в дыхательных аппаратах и при полной темноте, концентрация метана была настолько высока, что его детонация могла произойти даже от ламп накаливания. Несмотря на все это к началу июня работы были завершены и мина вновь была готова к подрыву. 6-го июня командование 36-ой Ольстерской дивизии в последний раз поинтересовалось у командира 171 роты майора Хадспета, взорвется ли заряд, тот ответил, что почти наверняка, но точно можно будет сказать лишь нажав на кнопу.
7-го июня 1917 года в 3-10 минут мина все таки взорвалась, правда одна из рот Ольстерской дивизии успела выйти из окопов и была почти полностью уничтожена взрывом (теперь она лежит на небольшом кладбище в ста метрах от воронки). Мина полностью уничтожила немецкий опорный пункт и все вокруг в радиусе 100 метров, включая и практически весь холм, образовалась гигантская воронка диаметров в 76 метров и глубиной в 12 с 4-х метровыми террасами земли вокруг. Она производит ошеломляющие и жутковатое впечатление.
Из под одной из террас выглядывает угол засыпанного взрывом немецкого убежища, думаю те кто в нем были так там и остались.
В прошлую запись я забыл вставить типовой план таких строений, исправлюсь.
Офигев от увиденного, мы поехали к следующему пункту. Одному из самых мрачных мест всей Ипрской местности. Холму 60.
Холм 60 стал одним из мрачных символов всей Ипрской компании с декабря 14 по октябрь 18. До войны данный холм был известен под местным названием "Узел любовников", во время строительства железной дороги, холм разрезали на двое, а вынутую землю откидывали на вершиныв результате чего получилось два холма, господствующих над всей местностью, причем фронт прошел так, что Холм 60 и соседний названный британцами Гусеница оказались почти точно посередине зеркальной S двух фронтовых дуг.
Борьба за эти две вершины полна неперодоваемого ужаса (я когда нибудь напишу об этом) в 15 году вершина холма переходила из рук в руки трижды, еще дважды в 16 и дважды в 18 (Гусеницу немцы заняли в апреле 15 и она оставалась в их руках до лета 17-го года). Тут было опробовано все, одни из первых подземных взрывов, газовые атаки (первое применение фосгена состоялось именно здесь), бомбардировки с воздуха.
Вот панорамы 15-го года, когда сам холм был еще относительно цел, к концу войны он будет практически стерт с лица земли и сегодня почти на 3 метра ниже, чем он был в 14-м году. Кстати на одном Холме 60 за годы войны случилось 6 Крестов Виктории.
Весной 1917, в рамкам Мессинского наступления, британцы в очередной раз решили положить конец немецкому обладанию стратегическими высотами.
Для этого по-мимо стандартного шквального артиллерийского огня было решено применить и подземные мины. Задачу поручили 1-ой Австралийской тоннельной роте, которая за 5 месяцев построила основной тоннель длинной в 300 метров на глубине в 26 и две зарядные камеры (53 и 70 тысяч фунтов аммонала), которые позволяли взорвать три немецких узла обороны.
Вид на 17 год
Бомбы взорвались 7-го июня и оставили после себя очередные гигантские воронки.
На дне сухой лежит кстати емкость из под фосгена, их вообще тут много валяется по окрестным полям.
В 20-м году данная местность была выкуплена группой британцев для сохранения поля боя в нетронутом виде. В 30-м они подарили землю Imperial War Graves Commission и ныне она считается памятником. И сам холм 60 и поросшая лесом гусеница ныне мрачноватая, перырытая сотнями воронок земля. Которую, впрочем облагораживают к 100 летнему юбилею в следующем году.
Между этими двумя табличками расстояние метров 10-12
Остатки взорванных немецких бункеров и воронки в лесу
Австралийской бункер построенный поверх немецкого укрытия в ходе битвы на Лисе в апреле 18-го года, тогда и Холм 60 и Гусеница опять перешли в руки немцев. Повреждения на бункере, относятся уже ко Второй Мировой, когда 27-28 мая 1940 года британцы из 5-ой дивизии (по иронии судьбы они же оборонялись тут в апреле 15) удерживали коридор для бегущего к морю BEF.
В лесу автор копнул немного, итог двух лунок на глубине сантиметров в 5
Дальше мы двинули к Высоте 62 и лбу Ипрского выступа в районе Леса Шато и Хоога.
Продолжение следует.
Воронка располагается на месте холма, захваченного немцами еще в ноябре 1914, на самом холме находилась мельница вокруг которой они соорудили мощный узел обороны, перекрывающий огнем с возвышенности всю окрестную долину.
Карта позиций по состоянию на коней августа 16 года.
Британским ответом стало строительство огромной минной галереи для подрыва всего этого снизу. 171-я тоннельная рота приступила к постройке 1-го января 1916 года и к 26-му июню завершила строительство главного тоннеля и зарядной камеры с закладкой взрывчатки, работы проходили на глубине 30-26 метров, а длинна галереи составила более 500 метров (при том, что ширина главного тоннеля не превышала метра). В зарядную камеру было заложено 90 000 фунтов аммонала, в качестве инициируещего заряда использовалась смесь из еще 500 фунтов аммонала и 500 фунтов динамита, система подрыва двойная, электродетонаторы и старые добрые подрывные шнуры. По легенде, чтобы отметить завершение работ двое британских офицеров принесли в зарядную камеру 4 бутылки шампанского, которые там же и распили. Для того чтобы заложить еще одну мину под немецкий опорный пункт в 700 метрах к югу от мельницы, в августе 1916 от главного тоннеля начали строить боковое ответвление. Однако эта война была совсем не односторонней, в начале февраля 1917 года немцы прорыли свой тоннель чуть ниже британского и ворвались в ответвление, под землей разгорелся бой в результате которого британцы отступил, немцы взорвали тоннель вместе с оставшимися там британцами, работы на этом участке были заброшены. Однако это были еще не главные проблемы, 3-го марта немцы подорвали главный тоннель в очередной раз подкопавшись под англичан, обрушилось почти 300 метров, перекрыв тем самым доступ к зарядной камере. Британцы не сдались и начали строить обходной тоннель из ближайшего сохранившегося участка, мина должна быть взорвана в рамках летнего наступления любой ценой. Работы по обходному тоннелю превратились в кромешный ад, работать приходилось максимально тихо, все уже были в курсе о том что немцы знают о тоннеле, при проходке наткнулись прямо на метановую жилу, в результате чего в тоннеле работать можно было только в дыхательных аппаратах и при полной темноте, концентрация метана была настолько высока, что его детонация могла произойти даже от ламп накаливания. Несмотря на все это к началу июня работы были завершены и мина вновь была готова к подрыву. 6-го июня командование 36-ой Ольстерской дивизии в последний раз поинтересовалось у командира 171 роты майора Хадспета, взорвется ли заряд, тот ответил, что почти наверняка, но точно можно будет сказать лишь нажав на кнопу.
7-го июня 1917 года в 3-10 минут мина все таки взорвалась, правда одна из рот Ольстерской дивизии успела выйти из окопов и была почти полностью уничтожена взрывом (теперь она лежит на небольшом кладбище в ста метрах от воронки). Мина полностью уничтожила немецкий опорный пункт и все вокруг в радиусе 100 метров, включая и практически весь холм, образовалась гигантская воронка диаметров в 76 метров и глубиной в 12 с 4-х метровыми террасами земли вокруг. Она производит ошеломляющие и жутковатое впечатление.
Из под одной из террас выглядывает угол засыпанного взрывом немецкого убежища, думаю те кто в нем были так там и остались.
В прошлую запись я забыл вставить типовой план таких строений, исправлюсь.
Офигев от увиденного, мы поехали к следующему пункту. Одному из самых мрачных мест всей Ипрской местности. Холму 60.
Холм 60 стал одним из мрачных символов всей Ипрской компании с декабря 14 по октябрь 18. До войны данный холм был известен под местным названием "Узел любовников", во время строительства железной дороги, холм разрезали на двое, а вынутую землю откидывали на вершиныв результате чего получилось два холма, господствующих над всей местностью, причем фронт прошел так, что Холм 60 и соседний названный британцами Гусеница оказались почти точно посередине зеркальной S двух фронтовых дуг.
Борьба за эти две вершины полна неперодоваемого ужаса (я когда нибудь напишу об этом) в 15 году вершина холма переходила из рук в руки трижды, еще дважды в 16 и дважды в 18 (Гусеницу немцы заняли в апреле 15 и она оставалась в их руках до лета 17-го года). Тут было опробовано все, одни из первых подземных взрывов, газовые атаки (первое применение фосгена состоялось именно здесь), бомбардировки с воздуха.
Вот панорамы 15-го года, когда сам холм был еще относительно цел, к концу войны он будет практически стерт с лица земли и сегодня почти на 3 метра ниже, чем он был в 14-м году. Кстати на одном Холме 60 за годы войны случилось 6 Крестов Виктории.
Весной 1917, в рамкам Мессинского наступления, британцы в очередной раз решили положить конец немецкому обладанию стратегическими высотами.
Для этого по-мимо стандартного шквального артиллерийского огня было решено применить и подземные мины. Задачу поручили 1-ой Австралийской тоннельной роте, которая за 5 месяцев построила основной тоннель длинной в 300 метров на глубине в 26 и две зарядные камеры (53 и 70 тысяч фунтов аммонала), которые позволяли взорвать три немецких узла обороны.
Вид на 17 год
Бомбы взорвались 7-го июня и оставили после себя очередные гигантские воронки.
На дне сухой лежит кстати емкость из под фосгена, их вообще тут много валяется по окрестным полям.
В 20-м году данная местность была выкуплена группой британцев для сохранения поля боя в нетронутом виде. В 30-м они подарили землю Imperial War Graves Commission и ныне она считается памятником. И сам холм 60 и поросшая лесом гусеница ныне мрачноватая, перырытая сотнями воронок земля. Которую, впрочем облагораживают к 100 летнему юбилею в следующем году.
Между этими двумя табличками расстояние метров 10-12
Остатки взорванных немецких бункеров и воронки в лесу
Австралийской бункер построенный поверх немецкого укрытия в ходе битвы на Лисе в апреле 18-го года, тогда и Холм 60 и Гусеница опять перешли в руки немцев. Повреждения на бункере, относятся уже ко Второй Мировой, когда 27-28 мая 1940 года британцы из 5-ой дивизии (по иронии судьбы они же оборонялись тут в апреле 15) удерживали коридор для бегущего к морю BEF.
В лесу автор копнул немного, итог двух лунок на глубине сантиметров в 5
Дальше мы двинули к Высоте 62 и лбу Ипрского выступа в районе Леса Шато и Хоога.
Продолжение следует.